TEENCLUB.RU - Правильный портал для подростков!
Новости
Новости
Образование
Образование
Игры
Игры
Романтика
Романтика
Общение
Общение
Здоровье
Здоровье
Развлечения
Развлечения
Спорт
Спорт
Твой город
Твой город
Твой дом
Твой дом
Сегодня 23 Ноября 2017 года, четверг.
Хелависа ("Мельница"): "Дайте мне человека!"
Фолк-роковая группа "Мельница", будучи уже давно "широко известной в узких кругах", вдруг начала стремительно завоевывать массовую популярность. Музыкальным материалом команды заинтересовался серьезный рекорд-лейбл. В свою очередь, благодаря его промо-усилиям, с "Мельницей" познакомились новые слушатели. И что же? В среде "старых" поклонников поднялась волна недовольства! Мол, и новый альбом получился чересчур мейнстримовым, и музыка уже не такая волшебная, и вообще "Мельница" сбилась с пути истинного! Что ж, серьезные ценители андеграунда во все времена были склонны изыскивать музыкальные "изюминки" и предаваться вкушению "деликатеса" в узком экзальтированном кругу, упиваясь осознанием исключительности собственного знания. А когда круг расширяется, вкусом редкой "изюминки" наслаждаются многие. Может, источник критики в потере эксклюзивности? Ведь нашлись же те, кто принял "мельничные" перемены с энтузиазмом.



Пока фолк-андеграундная тусовка предавалась спорам, я решила узнать мнение солистки "Мельницы" о новой музыкальной концепции и произошедших переменах.

- Хелависа, как ты оцениваешь ваш новый альбом "Перевал"? Чем он отличается от предыдущего?
- Наш первый альбом "Дорога сна" был полностью акустический. Второй, "Перевал" - электроакустический. Мы ввели бас-гитару и ударные. Звук получился гораздо более роковый и мейнстримовый. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Однако, слушая его теперь, я понимаю, что какие-то вещи можно было сделать по-другому. Считаю, что звучание нужно было сделать еще более роковым! Хотя альбомом я вполне довольна. От предшественника он отличается еще тем, что там пою не только я, но и наш гитарист Леша Сопков. Стихи читает тоже он.

- Как фаны приняли новый альбом и одноименную концертную программу? Я слышала немало критики в ваш адрес, ведь стилистика сильно изменилась.
- Принимают по-разному. Кому-то по душе обе пластинки. Некоторым, в основном молодым, гораздо больше нравится "Перевал". Но есть "старинные" поклонники, которые вообще предпочитают мои сольные концерты, без "Мельницы". Только гитара и голос.

- Без "Мельницы"?..
- Я сама себе аккомпанирую на гитаре и арфе. Иногда мне помогает наш гитарист Грендель, подыгрывая на второй гитаре.

- Ты сказала о молодых поклонниках. Это по возрасту или по "стажу"?
- Всякие. Есть новые среднего возраста, всю жизнь слушавшие русский рок и вот теперь услышавшие "Перевал". А есть достаточно юные товарищи, которые просто любят "колбаситься" на концертах, мотая длинноволосыми головами. Они в восторге!

- Толкиенисты?
- Не только. Часто приходит группа любителей мультиков "манга". Есть большая компания фанатов сериала "Вавилон 5" и "Звездных войн".

- Вот как! Любители сказок, значит?
- В основном, да. Многие из них считают, что Толкиен - это что-то сложное или устаревшее. Они просто смотрят мультики... Один наш почитатель сделал видеоклип из мультика "манга" на нашу песню "Королевна" (на альбоме "Перевал" это самая акустическая песня) и выложил его в интернет. Это моя самая любимая песня из нашего репертуара. Но клип мне не понравился.

- А свое видео на какую композицию делать будете?
- А мы еще не поняли! Приоритеты у нас меняются часто и кардинально. Находимся в постоянном поиске. Полагаю, что в тот момент, когда наконец-то появятся деньги на клип, уже будет написана какая-нибудь другая песня.

- На чем сегодня остановился ваш "постоянный поиск"?
- Не буду до конца раскрывать секрет. У нас есть некое сотрудничество с Ником Перумовым /известным фэнтезийным писателем, - прим. ред./. Он кое-что изобретает для нас.

- Сценарий?
- Была попытка. Но не получилось. Скорее это тематическая концепция следующего альбома, под которую мы будем писать песни. А потом, в соответствии с этой концепцией, можно и сюжет клипа сочинить.

- То есть клип нам теперь ждать только вместе со следующим альбомом?
- Скорее всего, да. Однако в конце июля мы будем выступать на фестивале "Этнолайф". "Мосфильм" собирается снять фильм про это мероприятие. Предполагается, что всем хедлайнерам сделают концертное видео. А мы на фестивале будем одной из основных команд!

- Вы в первый раз едете на "Этнолайф". Чего ждете?
- Собираемся повеселиться. Организаторы говорят, что в этом году будет очень хороший и веселый праздник.

- А если погода будет, как в прошлом году? Дождь, грязь...
- Ничего, наденем резиновые сапоги, будем пить водку и отмахиваться от комаров. Кстати, недавно в Англии прошел культовый хипповский фестиваль Гластенбери. Оба дня жутко лило. Все ходили в резиновых сапогах: по уши грязные Franz Ferdinand, Libertine и прочие нынешние британские звезды! А у меня есть резиновые сапоги в цветочек! В этническом стиле, можно сказать.

- Хелависа, расскажи об участии "Мельницы" в проекте "Археология".
- Очень славный проект - собирает разные фолк-команды. Мы работаем в нем с момента его основания (три года). Связь музыки с археологией - это замечательно! А то, что можно поехать летом в Херсонес и сыграть на развалинах античного амфитеатра - чудо! Выступать на развалинах древнего театра, в котором не было представлений уже несколько тысяч лет - это в каком-то смысле магический опыт! На нашем первом выступлении на крымском фестивале "Археологии" произошло волшебство. Правда, мы его не видели - зрители потом рассказали. Была такая подсветка, что от нас возникали огромные тени, пляшущие с огнями на каменных стенах амфитеатра. Мы и дальше будем продолжать участвовать в мероприятиях "Археологии". Планируем даже записать альбом-аудиотеатр - чтение некоего рассказа-сказки (возможно, одного из моих) под фоновой инструментал.

- В этом году на фестиваль "Археологии" поедете?
- Нет. "Нашествие" срубило нам весь Крым! Мы собирались поехать, но "Нашествие" будет в тот же уик-энд.

- Почему отдали предпочтение "Нашествию"?
- Потому что туда нас пролоббировал наш рекорд-лейбл. Да и вообще, когда зовут на фестиваль такого уровня, надо собирать ноги в руки и бежать. В "Археологии" нас поймут, ведь там наши друзья! Если же отказаться от "Нашествия" - что о нас подумают? Поэтому вместо Крыма едем в поселок Эммаус Тверской области.

- Каким составом?
- Леша Сопков (гитара, вокал), Александр "Грендель" Степанов (гитара), Женя Чесалов (бас-гитара), Саша Леер (ударные, перкуссия), Наташа Козлова (виолончель), Наташа Филатова (флейта), Инесса Клубочкина (скрипка) и Хелависа (вокал).

- Вопрос состава группы теперь крайне актуален. Ведь "Мельница" несколько раз выступала без тебя, с другой вокалисткой (к разочарованию фанов). Знаю, что связано это с твоим переездом в Ирландию. Как ты там очутилась, что делаешь?
- Я туда вышла замуж прошлой осенью. К тому же я лингвист и работаю по линии Ирландии, занимаюсь кельтской филологией. Мой муж, тогда еще будущий, был на дипломатической службе в Москве. Мы долго встречались, и когда стало понятно, что нам надо продолжать быть вместе, а ему пришла пора возвращаться в Дублин, решили пожениться. Параллельно я подала заявку на двухгодичный исследовательский гранд правительства Ирландии и получила его. Все сложилось удачно. Один год уже прошел. Следующий мы тоже проведем в Ирландии. А потом посмотрим, что будет. Постараемся, чтобы новый дипломатический пост моего мужа был в России или в соседней стране. Тогда мне удобно будет ездить на концерты "Мельницы". Ведь сейчас я каждый месяц летаю с пересадками. Это тяжело.

- Что у тебя за исследовательская работа?
- Посткандидатское исследование по истории глаголов в кельтских языках.

- Ты сейчас приезжаешь в Москву только на разовые концерты. Репетируешь с группой мало. Наверное, у тебя в Ирландии какой-то параллельный творческий процесс происходит?
- Да. Играю традиционную музыку с местными музыкантами на мелких фестивалях и джем-сейшенах. Джем - это потрясающая школа! К тому же я уже два года играю на арфе. Переехав в Ирландию, стала играть намного лучше. У меня появилась хорошая преподавательница. Арфа - это национальный ирландский инструмент. Была попытка сделать совместный проект с цыганским скрипачом Олегом Пономаревым, который раньше работал в группе Лойко. Он тоже живет в Ирландии. Но получилось так, что у него два проекта и у меня два проекта. В итоге нам не хватило времени.

- Два проекта?
- У меня еще есть ирландская группа Клан Лир, которая базируется в Москве.

- Может, еще один национальный ирландский инструмент освоишь - волынку?
- Нет. С духовыми у меня как-то плохо складываются отношения. Я как древнегреческая богиня Афина. Ей понравилось, как сатир Марсий играл на дудочке. Все зверушки вокруг него плясали. Захотела она сыграть так же и попросила у него эту дудку. Но сыграть не смогла, страшно разозлилась и убила бедного сатира.

- И кого ты собираешься убить? )))
- Никого, я очень миролюбивый человек. Только с дудками у меня плохие отношения.

- Сейчас "Мельница" в процессе очередного поиска вокалистки, которая должна петь, когда тебя не бывает в России.
- Все идет довольно болезненно. Попробовали одну девочку осенью - не пошло. Зимой и весной пела Ира Ширяева - тоже не справилась, не потянула технически. Сейчас будем пробовать еще одну девочку - посмотрим, что получится.

- Не потянула технически... Что за особенности техники?
- Я писала все песни под свой вокал. А у меня большой диапазон - три октавы. Причем голос достаточно низкий - у многих женщин просто нет таких нот. А с другой стороны, на верхах у меня тесситурный переход (то есть переход на фальцет) довольно высоко. Если спеть по-другому - полностью ломается стилистика песни. Фолк-рок - это вообще такой жанр, где нужно быть крайне осторожным с тем как ты сыграл и спел. Если чересчур академично - не идет; если, наоборот, слишком залихватски и фолково - тоже плохо.

- А твоя вокальная техника откуда?
- Я занималась у преподавателя-народника, но не доучилась до полной постановки народного вокала. Потому что для той музыки, которую я хотела делать, очень важно было сохранить оригинальный тембр. В свое время мой учитель Василий взял меня за плечи, развернул к выходу и сказал: "Пошла вон! Больше я тебя учить не буду, иначе мы собьем то, что есть". Василий мне дал очень много в плане понимания того, как что работает во время пения. Плюс я занимаюсь йогой, каждый день делаю дыхательные упражнения и распеваюсь. Перед любым концертом обязательно прогреваю свой "вокальный аппарат". Академическим вокалом никогда не занималась - там иная логика.

- Сложилась ситуация, когда в твое отсутствие на концертную площадку в составе группы "Мельница" выходит совершенно другая певица. Но люди, приходящие на "Мельницу", ожидают услышать то, что записано на диске, и то, про что они узнали от друзей. Ситуация, как в 90-е годы, когда размножался "Ласковый май", "Мираж" и т.д. В "Мельнице", похоже, тоже назрело клонирование.
- Ситуация не очень хорошая. Но, к сожалению, делать нечего. Я ведь не планировала выйти замуж за иностранца и уехать из страны. Так сложилась жизнь. Я надеюсь на наилучший выход. Необходимо, чтобы вторая вокалистка не только очень хорошо пела, но и понимала, о чем эта музыка, и чтобы у нее была харизма, способная вытянуть "Мельницу" на концерте - это самое сложное. У тех людей, которых мы пробовали, возникали трудности при общении с залом. Для того чтобы понять насколько человек нам подходит - нужно хоть раз испытать его на сцене: будет ли бояться, или будет раскованно улыбаться, будет ли вкладывать эмоции в песни или будет академично выпевать ноты. Вокалист с пюпитром - это нонсенс! Если новый человек справится, закрепится в группе, то, естественно, на следующем альбоме мы будем записывать его голос.

- Но, вообще-то, приходя на концерт, люди ожидают увидеть тебя.
- Знаю. Потому и летаю каждый месяц в Россию. Мое расписание составлено так, что я уже почти живу в аэропорту. Вот сейчас прилетела на четыре дня. Два рабочих дня у меня пропало. Кстати, мы всегда пишем в афишах, будет ли на концерте Хелависа.

- У тебя много научной работы?
- У меня работы достаточно много, но график свободный. Пишу статьи по ночам и в выходные. В следующем году у меня будет преподавание, но это всего одна пара в неделю.

- Творчество группы "Мельница" уже было представлено в Ирландии?
- Да. Я подарила всем своим родственникам и друзьям наши альбомы. Просят, чтоб привезла еще. Возможно, диски будут продаваться в русских магазинах Дублина. В "Союзвидеофильм" на Брайтон-бич их уже покупают. В Ирландии есть русская программа на одной из радиостанций, и я презентовала там наш альбом. Сейчас они, кстати, зовут меня поработать - сделать серию радиопрограмм по ирландской музыке и мифологии.

- А как с гастролями группы?
- Идея хорошая, но надо найти спонсора. Билет туда/обратно стоит минимум 400 евро на человека. Это окупится только если делать тур. Но для успешного турне надо вкладываться в рекламу. Все снова упирается в деньги.

- Расскажи о том, откуда возникло твое сценическое имя Хелависа?
- Меня так назвала подружка. Она принесла альбом с иллюстрациями к роману Томаса Мелори "Смерть Артура". Там есть эпизод, когда сэр Ланселот на болоте встречает ведьму по имени Хелависа. Та пытается его соблазнить - он не поддается. Поэтому она умирает. На гравюре, иллюстрирующей этот эпизод, ведьма очень похожа на меня: прической, чертами лица и общей пластикой. Подруга принесла мне альбом со словами: "Посмотри, ты - Хелависа!". С тех пор меня так называют.

- Это было до создания "Мельницы"?
- Да. Очень давно, примерно в 1993 году. Я была толкиенисткой. Тогда у меня было эльфийское имя Хэлвис. Новое имя оказалось похожим.

- Твои творческие и вокальные кумиры?
- Дженис Джоплин (Janis Joplin), Сэнди Денни (Sandy Denny) из группы Fairport Convention. Самая большая любовь моего детства - Queen. Весной я побывала на их концерте (с Полом Роджерсом). Великолепное шоу! Сбылась мечта идиота! Осуществилась мечта моего детства. Также я очень люблю нескольких ирландских и валлийских певиц: Джули Мерфи (Julie Murphy), Каран Кейси (Caran Casey), Мойрин Ник Аулив (Muireann Nic Amhlaibe). Энию (Enya) и Clannad не люблю - не нравится манера пения.

- Как считаешь, с кем из западных музыкантов можно сравнить творчество группы "Мельница"?
- Ранний Jetro Tull, Blackmore's Night. Можно сравнить с Nightwish, но лишь по накалу страстей и ауре волшебства - там принципиально другая музыка и иной вокал.

- Будет ли "Мельница" развивать фолк-стилистику в имидже?
- Нет. Будем развивать рок-стилистику. А фолк переосмыслим в современном ключе, из современных тканей. Нам к тому же нравится эдвардианская стилистика: кружева, пиратские жакеты, медные пуговицы. Все это хорошо сочетается с джинсами, ботинками и моей короткой стрижкой. В сценической одежде самое важное - чтобы удобно было двигаться. В настоящих фолковых костюмах очень трудно выступать на сцене. К тому же бывает очень жарко от софитов. Я носила когда-то одежды викингов (занималась исторической реконструкцией). Это три рубахи, поверх них юбка, все на тебе звенит и болтается. Нам нужны легкие вещи.

- Планы группы. Новый альбом когда будет?
- Не знаем. Когда напишем новую программу и совершенно другие песни. Несколько композиций уже написано. Хотим, чтобы третий альбом был концептуален. Сделаем совершенно новый материал, запишем его на альбом и только после этого начнем играть на концертах (раньше мы поступали наоборот). Но для этого нужно утвердить вторую вокалистку. Я пока даже не могу ничего сочинить, так как не знаю человека. Я могу писать песни под себя. Но если мне нужно сочинить материал, который я отдам, то мне нужно знать кому. Я должна врубиться и создать для нее характерную, харизматичную песню. Мне нужен человек! Дайте мне человека!

- Был уже такой опыт: писать для кого-то, не для себя?
- Нет еще.

- Но уверена, что получится?
- А что делать? Мне же нужно как-то распределить репертуар! Ведь есть песни, которые могу петь только я! А есть те, которые может петь кто-то другой. Как-никак я - основной автор. Значит, мне нужно писать. Я смогу абстрагироваться.

- Какие песни ты можешь "отдать"?
- "Бродяга", "На север" - эти песни не лично про меня, они про кого-то.

- А какие не можешь?
- Те вещи, которые писала именно про себя, которые полностью прожиты: "Прялка", "Королевна", "Воины вереска".

- Есть ли у тебя мечта, в творческом плане?
- Мечты нет, но есть планы. Я бы хотела записать какой-нибудь совершенно иной сольный альбом, экспериментальный, с элементами фолка и блюза. Я не могу объяснить словами сути этого желания. Это как про слона - объяснить не могу, но если увидишь - узнаешь.

- То о чем ты мечтала много лет назад, будучи девочкой-толкиенисткой, сбылось?
- Да. Мне хотелось писать песни, и петь их для людей. Самое важное в этой мечте - создавать музыкой волшебство. Важно это и сейчас. Я не могу написать песню, которая будет просто песней - мне это неприятно. Если я начинаю писать и понимаю, что это просто текст и просто музыка - я останавливаюсь, не доделываю до конца. Мне нужно, чтобы был некий "витраж" по выражению Г.Л. Олди (это псевдоним двух авторов-фантастов из Харькова). У них есть чудесная повесть "Витражи патриархов" про тексты, которые заставляют мир изменяться и двигаться. Там есть замечательный момент, когда обычный человек попадает в мистический мир, где слова имеют силу. Он встречает прекрасную девушку, начинает цитировать "Песнь песней", и, в соответствии с его словами, на улице начинается смерч и гроза. И он понимает, что создал их своими словами! Это то, что я хотела и хочу делать!

- Удается?
- Да. Хочу, чтоб продолжали получаться такие песни, от которых у людей (и даже у меня самой) бывает мороз по коже. Поёшь - и начинают распахиваться окна в квартире! Или разрываться лампочки! Чтобы чувствовалась энергетика, когда ты не просто слова пропеваешь, а чувствуешь, что вкладываешь в них нечто!

Интервью: Ольга Чижкова (http://www.rockmusic.ru)
Рейтинг:
27 Июля 2005 года

Статьи по теме
Оцени статью
Послать другу Печать Избранное RSS